Минимальные вмешательства во время мотивационного интервью: шесть

Влияние мотивации на смены в употреблении психоактивных веществ изучалось в многочислен­ных исследованиях. Выяснили, что мотивационные техники, которые фокусируются на медлен­но идущих интервенциях, есть на чудо эффективными для изменения поведения «употребления».

Эти исследования проводились в более, чем десяти странах, изучались разнообразные стра­тегии консультирования (включительно с мотивационным интервьюированием) длительностью от одной до нескольких сессий. Во время исследования содержания интервенций, которые ока­зались эффективными, было обнаружено шесть общих элементов. Miller определил перечень мотивацнонных интервенций, что имеют целью увеличения вероятности того, что люди, которые зло­употребляют психоактивными веществами, станут участниками программы и будут продолжать ле­чение. Аббревиатура названий этих интервенций английской пишется как FRAMES, что, в то же время, в переводе означает «пределы, принципы».

Компоненты FRAMES используются и во время мотивационного интервьюирования в Дневном центре:

  • Обеспечение обратной связи (feedback) относительно влияния психоактивных веществ на физическое, социальное и психологическое функционирование клиента, дополненного нейтральной информацией о последствиях употребления. Ограничение привлекательности употребления психоактивных веществ путем увеличения осведомленности клиента о негативных последствиях и рисках, связаны с ними, может способствовать пониманию клиентом своего реального положения. А это является условием осознания изменений.
  • Акцеyт на собственной ответственности (responsibility) клиента повышает вероятность начала процесса изменений и того, что клиент будет придерживаться его. Подчеркивая главную роль клиента в этом процессе, и в то же время признавая его свободу выбора, специалист способствует повышению мотивации.
  • Предоставление прямых советов/рекомендаций (advice) о возможности изменений с разрешения клиента. Совет является мотивирующим только если клиенту предоставляют право выбора, следовать ей или нет, и когда специалист делает это эмпатично, с разрешения клиента и не оказывает давления и не поучает его. Существуют три способа предоставления советов: 1) спрашиваем, можно дать совет, 2) отвечаем по просьбе клиента дать совет, 3) выражаем свою точку зрения, оставляя клиенту свободу выбора («Имеет ли это смысл …», «Можете согласиться или ни …»).
  • Предложение и обеспечение альтернативных подходам, вариантов  — так называемого «меню» выбора, из которых клиент выберет более эффективен для достижения собственных изменений. Чтобы понять, есть выбор, должны существовать альтернативы выхода. Это предусматривает как различные варианты рекламы (прекратить употребление ПАВ или ограничить употребление), так и методы внедрения изменений (профессиональная или непрофессиональная помощь и ее формы. Наличие свободы выбора увеличивает вероятность того, что клиент будет следовать принятому им самим решения. Важно заменить «негативное клеймение» на «позитивное клеймение» путем переформулирования. Например: не наркоман, а человек со стилем жизни, связанным с наркотиками.
  • Эмпатичное отношение (empathy) — индикатор успеха мотивационного консультирования. Она способствует готовности клиента к изменениям, поскольку предполагает уважение и восприятия проблем клиента.
  • Вера в собственную способность к изменениям (self-efficacy) повышает способность клиента к эффективной реализации собственных решений, иными словами, повышает его самоефективнисть. В данном случае мотивирующим моментом является вера клиента в том, что он сам способен к изменениям. Терапевт и клиент должны верить в перемены, и в то, что они могут быть достигнуты клиентом.

 

 

Ответить